Антология симфонической музыки

Фирма «Мелодия» выпустила юбилейную коллекцию записей симфонических сочинений легендарных композиторов XIX–XX веков: от Глинки и Прокофьева до Шостаковича и Стравинского. Совместно с «Мелодией» портал «Культура.РФ» рассказывает о главных именах в мире симфонической музыки. Знакомьтесь с творчеством музыкантов и слушайте такую разную русскую классику. Михаил Глинка «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из «Камаринской» Глинки», — писал Петр Чайковский. Михаил Глинка считается основоположником русской национальной композиторской школы. Он был первым композитором, в сочинениях которого сочетались музыкальные традиции классицизма и богатое звучание народных мелодий. Творчество Михаила Глинки во многом определило путь и звучание русской классической музыки XIX века. «Можно соединить требования искусства с требованием века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнения, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике», — писал композитор. Вальс-фантазия си минор (1839)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1967 года Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» (1842)УвертюраОркестр ГАБТа СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1963 года Марш ЧерномораГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1968 года Александр Даргомыжский Александр Даргомыжский был последователем Михаила Глинки. Его оперы, в частности «Каменный гость», оказали большое влияние на развитие русской оперы. В основе «Гостя» лежали «мелодические речитативы», а не классические арии и ансамбли. «Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры, — писал музыкальный критик Виктор Коршиков. — В нем драма превосходствует над сладкой красотой звучания». «Казачок», фантазияГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1984 года «Баба-яга», фантазия-скерцоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1984 года Цыганский танец из оперы «Русалка»Оркестр ГАБТа СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1971 года Антон Рубинштейн Антон Рубинштейн был одним из самых известных музыкальных деятелей своего времени: успешным пианистом и дирижером, одним из основателей первой русской консерватории, преподавателем. Рубинштейн написал 13 опер и 5 ораторий, шесть симфоний и множество других произведений, однако при жизни так и не стал признанным композитором: против него и его «академического» подхода были настроены многие известные музыканты, в том числе участники «Могучей кучки». Вальс-каприс ми-бемоль мажор (1870)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1982 года Александр Бородин Александр Бородин более 20 лет руководил кафедрой Медико-хирургической академии в Петербурге, а музыкой занимался лишь в свободное время. Однако именно творчество Бородина положило начало эпической ветви русской симфонической музыки. Исследователи считают высшим достижением Бородина-симфониста его Вторую симфонию («Богатырскую»), в которой он воплотил в форме сонатно-симфонического цикла былинные образы русского фольклора. Симфония №2 си минор («Богатырская») (1876)I. AllegroГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1966 года Финал (Scherzo. Nocturne. Scherzo) из «Маленькой сюиты» (1885), оркестровка АлександраГлазунова Половецкая пляска с хором из оперы «Князь Игорь» (1887) Большой хор ЦТиВР,Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Милий Балакирев Милий Балакирев в мире музыки был талантливым самоучкой. Именно он собрал вокруг себя музыкантов-единомышленников, которые стали известны как «Могучая кучка». «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико», — писал о друге и коллеге Николай Римский-Корсаков. Для сочинений Балакирева были характерны свежесть мелодической изобретательности, красочный оркестровый стиль и живое ощущение фольклора. Симфония №1 до мажор (1897)I. Largo — Allegro vivoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Сюита из четырех пьес Шопена (1908)1. Преамбула (Этюд)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года «Исламей», восточная фантазия, op. 18Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1981 года Модест Мусоргский Новаторский стиль Модеста Мусоргского многие современники не оценили — однако современные искусствоведы отмечают, что его творчество предвосхитило некоторые особенности музыки ХХ века. Мусоргский известен прежде всего своими операми, которые он называл «музыкальными драмами». Их особенность — в сочетании реализма и выразительности слова, что было нехарактерно для романтических опер первой половины XIX века. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (1880)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Вступление и полонез из оперы «Борис Годунов» (1872)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года «Ночь на Лысой горе», симфоническая картинаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Петр Чайковский «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», — писал Петр Чайковский. Его произведения — «Времена года», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и многие другие — не выходят из репертуара оркестров и театров по всему миру. В музыке Чайковского переплетены принципы симфонической и театральной драматургии — это делает сочинения образными и красочными. Симфония №6 си минор, Патетическая, соч. 74I. Adagio. Allegro non troppoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1967 года Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор, соч. 23I. Andante non troppo e molto maestosoЕлена Гилельс, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1968 года Франческа да Римини, симфоническая фантазия по Данте, соч. 32Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года Николай Римский-Корсаков Николай Римский-Корсаков был крупнейшим оперным композитором в России. Он написал «Снегурочку», «Садко», «Моцарта и Сальери» и еще 12 известных опер. Римский-Корсаков обладал «цветным слухом»: звучание каждой тональности у него ассоциировалось с разными цветами. Композитор обращался к русскому, восточному и европейскому фольклору, перекладывал традиционные образы на музыку и создавал самые разные картины: жанровые, пейзажные и сказочно-фантастические. Испанское каприччио, соч. 34I. AlboradaГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года Шехеразада, симфоническая сюита, соч. 35 1. Largo e maestoso — Allegro non troppoГенрих Фридгейм, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1969 года Вступление к последней картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», соч. 57Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Анатолий Лядов Анатолий Лядов был одним из самых самобытных композиторов рубежа XIX и ХХ веков. В своем творчестве Лядов стремился убежать «от реализма… как от всего человеческого», следуя эстетике Серебряного века и модернистскому культу идеальной красоты, искусства как такового. Сам композитор выше других собственных сочинений ценил «сказочную картину» под названием «Волшебное озеро»: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственно в глубине. А главное — без людей… одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная…» «Баба-яга», картинка к русской народной сказке, соч. 56Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года «Волшебное озеро», сказочная картинка, соч. 62Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года «Кикимора», народное сказание, соч. 63Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года Сергей Танеев Выдающегося пианиста, композитора и профессора Московской консерватории Сергея Танеева называли «музыкальной совестью Москвы». Сергей Рахманинов, один из его учеников, считал композитора «высшим судией, обладавшим как таковой мудростью, справедливостью, доступностью и простотой…» Танеев был последователем классицизма и традиций ренессансной музыки «строгого стиля», а для его сочинений были характерны глубокая философская проблематика, сдержанность и высокое мастерство полифонии. Симфония № 4 до минор, соч. 12I. Allegro moltoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1988 года «Храм Аполлона в Дельфах», антракт к 2-й картине части 3 музыкальной трилогии «Орестея» по Эсхилу, соч. 6Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года Концертная сюита для скрипки и оркестра соль минор, соч. 285. ТарантеллаАндрей Корсаков, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 Антон Аренский «Аренский удивительно умен в музыке… Это очень интересная личность!» — писал о композиторе Петр Чайковский. На Аренского оказала сильнейшее влияние музыка Римского-Корсакова и самого Чайковского, поэтому большинство его сочинений — лирические, элегические, певучие, как народная песенность, эмоционально насыщенные. Увертюра к опере «Сон на Волге», соч. 16Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1983 года «Маргарита Готье», фантазия для оркестра, соч. 9Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 года «Египетские ночи», сюита из балета, соч. 50a6. Pas de deux. ВальсГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1987 года Александр Глазунов «…Неимоверный широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда — изумительная ясность и свобода формы» — так описал критик Василий Стасов творчество Александра Глазунова. Стиль композитора соединил наследие традиций «Могучей кучки» и западноевропейской музыки, для него характерны яркая оркестровка, глубокий лиризм и образная насыщенность. Симфония №5 си-бемоль мажор, соч. 55: I. Moderato maestoso — AllegroГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1989 года Балетная сюита, соч. 52: 5. Pas d’actionГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 года «Раймонда», балет в трех действиях, соч. 57: Антракт к 2 картине 1 действияГосударственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись 1961 года Александр Скрябин Александра Скрябина называли композитором-философом. Он первым использовал в исполнении музыки цвет: с его помощью он визуализировал мелодию и тем самым ввел понятие «светомузыка». Вершиной творчества Скрябина стала «Божественная поэма», над которой он работал в 1902–1904 годах. Композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств — музыки, танца, пения, архитектуры и живописи. Его «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира, но он так и не успел осуществить свою идею. «Поэма экстаза», соч. 5Юрий Кривошеев, трубаГенрих Фридгейм, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись с концерта 8 февраля 1977 года Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20: I. AllegroАлексей Наседкин, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 года Симфония № 3 до минор, «Божественная поэма», соч. 43:I. «Борения». Lento. Divin, grandiose. Allegro mysterieux, tragiqueГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1968 года Сергей Рахманинов Сергей Рахманинов — один из главных символов русской музыки. Его фортепианные концерты, Вторая симфония, «Вокализ», «Симфонические танцы» и другие произведения известны поклонникам симфонической музыки во всем мире. Основными чертами композиций Рахманинова были мелодизм и певучесть. «Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание — композитор, пианист или дирижер», — писал автор в конце жизни. После Октябрьской революции композитор эмигрировал в Америку, где и прожил последнюю треть жизни, однако никогда не забывал о родине. «Симфонические танцы», соч. 45: I. Non allegroГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1973 года Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18: II. Adagio sostenuto Николай Петров, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1978 года «Остров мертвых», симфоническая поэма, соч. 29Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1966 года Игорь Стравинский Во время премьеры на Елисейских Полях необычный балет Игоря Стравинского «Весна священная» не понравился зрителям, но в 1914 году постановка получила заслуженное признание. «Публика на этот раз слушала мое произведение с сосредоточенным вниманием и восторженно его приветствовала», — писал Стравинский. «Весна священная» стала новаторским сочинением, в котором доминировали ритмическая сторона, мощь и динамизм музыки. Это произведение называли точкой отсчета модернистской музыки ХХ века. «Весна священная»: Часть 1. №2. «Весенние гадания. Пляска щеголих»Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1966 года Сергей Прокофьев Сергей Прокофьев начал творческий путь с фортепианных пьес и сонат, но в течение жизни поработал во всех современных ему жанрах. Балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» принесли советскому балетному театру мировую славу. В 1938 году композитор работал над фильмом «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Музыка Прокофьева к этой картине входит в число самых экспрессивных произведений ХХ века. Симфония №1 ре мажор «Классическая», соч. 25:I. Allegro 3.51Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Симфония №1 ре мажор «Классическая», соч. 25:III. GavotteГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Арам Хачатурян Арам Хачатурян — один их крупнейших композиторов ХХ века. В его Концерте для скрипки с оркестром сочетаются насыщенный и свободный национальный колорит и техническая точность, высокое композиторское мастерство. Артистический блеск и яркий восточный темперамент, которые выделяют музыку Хачатуряна, принесли концерту мировую известность. «Я писал … словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку», — признавался композитор. Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940): III. Allegro vivaceВалерий Климов, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1980 года Дмитрий Шостакович Дмитрий Шостакович стал всемирно известным в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. 15 симфоний Шостаковича называли «великой эпохой русской и мировой музыки». В музыке композитора сочетались традиции модернизма, традиционализма, и экспрессионизма, и поэтому творчество Шостаковича отличалось невероятным разнообразием жанров, стилей и эстетики. В своих сочинениях композитор запечатлел весь ХХ век с его великими открытиями и потрясениями, прогрессом и катастрофами. Симфония № 7 до мажор, «Ленинградская», соч. 60 I. Allegretto (разработка + главная партия из Репризы) Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1968 года Симфония № 5 ре минор, соч. 47: IV. Allegro non troppoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Романс из музыки к кинофильму «Овод», соч. 97Генрих Фридгейм, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Зиновий Компанеец Зиновий Компанеец выступал как пианист-иллюстратор, играл в оркестрах кинотеатров. В 1920-х годах он создавал произведения, основанные на фольклорном материале: «Комсомольский марш», «Венгерка» и другие. Одним из последних сочинений композитора стала «Рапсодия в народном стиле», в которой сочетались еврейский фольклор и стилистика советских массовых песен. Рапсодия в народном стилеЗапись 1980 года Тихон Хренников Произведения Тихона Хренникова в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. В 1930 году Хренников прославился как симфонический композитор, однако писал он не только «серьезную» музыку, но и эстрадные песни, многие из которых стали хитами: «Московские окна», «Колыбельная Светлане», «Что так сердце растревожено» и другие. «В его музыке через край брызжет радость жизни», — говорил о композиторе дирижер Евгений Светланов. Концерт № 2 для скрипки с оркестром до мажор, соч. 23: III. Allegro moderato con fuocoВадим Репин, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, соч. 28: I. Moderato — Allegro 8.43Тихон Хренников, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись с концерта 10 апреля 1983 года Мечислав Вайнберг Мечислав Вайнберг — автор 26 симфоний, семи опер и множества других произведений. Дмитрий Шостакович называл его одним из выдающихся композиторов современности. Стиль Вайнберга часто сравнивали со стилем Шостаковича, но всё-таки музыка первого отличается камерным звучанием и песенной тематикой с фольклорными мотивами. Все его сочинения были глубокими и серьезными рассуждениями художника и гражданина, навеянными важными событиями века. Симфониетта № 1, соч. 41: I. Allegro risoluto Андрей Эшпай Андрей Эшпай — один из самых известных и авторитетных отечественных композиторов. Каждый год его премьеры звучали на Международном музыкальном фестивале современной музыки «Московская осень». Для музыки Эшпая характерны эмоциональность, легкость и демократичность. О Concerto grosso дирижер Евгений Светланов говорил: «Это сочинение — оригинальное, смелое по замыслу, лаконичное по форме — как бы аккумулирует творческое пристрастие Эшпая к симфоническому оркестру…» Concerto grosso для трубы, фортепиано, вибрафона, контрабаса и оркестра (1967) Анатолий Максименко, труба Петр Мещанинов, фортепиано Борис Степанов, вибрафон Родион Азархин, контрабас Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Александра Пахмутова Александра Пахмутова — легенда отечественного композиторского искусства, один из самых востребованных авторов СССР. Музыкальная биография Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также десятки произведений для симфонического оркестра. «Ее партитуры, говорят о широте и многогранности творческой натуры автора», — говорил дирижер Евгений Светланов. Концерт для оркестра (1971)Государственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Ростислав Бойко Ростислав Бойко — автор множества хоровых и вокальных циклов, возглавлял секцию музыки для детей в Союзе композиторов СССР. «…Его музыка, собранная воедино, мне кажется, впервые вдруг открыла публике очень большого творца — выразительного, незабываемого, мелодичного, кристально-чистого и нравственного, ранимого и светлого, страдающего и не отчаивающегося…» — вспоминал о концерте поэт Михаил Садовский. «Цыганская рапсодия» для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 60Дмитрий Сахаров, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1979 года «Карпатская рапсодия» для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 63: I. Moderato assaiAндрей Корсаков, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1979 года Родион Щедрин Родион Щедрин посвятил свою жизнь популяризации «серьезной» музыки и развивал в творчестве русскую тематику. В основе практически всех его произведений лежат известные сюжеты отечественной литературы. Среди них — «Конек-горбунок», «Анна Каренина», «Чайка». «Каждая его новая работа… неизменно ожидается с тем неподдельным интересом, который всегда вызывает настоящий ищущий художник», — отзывался о композиторе дирижер Евгений Светланов. «Озорные частушки», концерт №1 для оркестраГосударственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись 1987 года «Не только любовь», симфоническая сюита из оперы (1964): 3. Кадриль Симфония №1 ми-бемоль минор (1958): II. ТоккатаГосударственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись с концерта 1977 года Благодарим за предоставленные материалы АО «Фирма «Мелодия» Авторы: Екатерина Тарасова, Ирина Малахова

Антология симфонической музыки

Фирма «Мелодия» выпустила юбилейную коллекцию записей симфонических сочинений легендарных композиторов XIX–XX веков: от Глинки и Прокофьева до Шостаковича и Стравинского. Совместно с «Мелодией» портал «Культура.РФ» рассказывает о главных именах в мире симфонической музыки. Знакомьтесь с творчеством музыкантов и слушайте такую разную русскую классику. Михаил Глинка «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из «Камаринской» Глинки», — писал Петр Чайковский. Михаил Глинка считается основоположником русской национальной композиторской школы. Он был первым композитором, в сочинениях которого сочетались музыкальные традиции классицизма и богатое звучание народных мелодий. Творчество Михаила Глинки во многом определило путь и звучание русской классической музыки XIX века. «Можно соединить требования искусства с требованием века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнения, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике», — писал композитор. Вальс-фантазия си минор (1839)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1967 года Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» (1842)УвертюраОркестр ГАБТа СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1963 года Марш ЧерномораГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1968 года Александр Даргомыжский Александр Даргомыжский был последователем Михаила Глинки. Его оперы, в частности «Каменный гость», оказали большое влияние на развитие русской оперы. В основе «Гостя» лежали «мелодические речитативы», а не классические арии и ансамбли. «Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры, — писал музыкальный критик Виктор Коршиков. — В нем драма превосходствует над сладкой красотой звучания». «Казачок», фантазияГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1984 года «Баба-яга», фантазия-скерцоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1984 года Цыганский танец из оперы «Русалка»Оркестр ГАБТа СССР,дирижер — Евгений Светланов Запись 1971 года Антон Рубинштейн Антон Рубинштейн был одним из самых известных музыкальных деятелей своего времени: успешным пианистом и дирижером, одним из основателей первой русской консерватории, преподавателем. Рубинштейн написал 13 опер и 5 ораторий, шесть симфоний и множество других произведений, однако при жизни так и не стал признанным композитором: против него и его «академического» подхода были настроены многие известные музыканты, в том числе участники «Могучей кучки». Вальс-каприс ми-бемоль мажор (1870)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1982 года Александр Бородин Александр Бородин более 20 лет руководил кафедрой Медико-хирургической академии в Петербурге, а музыкой занимался лишь в свободное время. Однако именно творчество Бородина положило начало эпической ветви русской симфонической музыки. Исследователи считают высшим достижением Бородина-симфониста его Вторую симфонию («Богатырскую»), в которой он воплотил в форме сонатно-симфонического цикла былинные образы русского фольклора. Симфония №2 си минор («Богатырская») (1876)I. AllegroГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1966 года Финал (Scherzo. Nocturne. Scherzo) из «Маленькой сюиты» (1885), оркестровка АлександраГлазунова Половецкая пляска с хором из оперы «Князь Игорь» (1887) Большой хор ЦТиВР,Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Милий Балакирев Милий Балакирев в мире музыки был талантливым самоучкой. Именно он собрал вокруг себя музыкантов-единомышленников, которые стали известны как «Могучая кучка». «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико», — писал о друге и коллеге Николай Римский-Корсаков. Для сочинений Балакирева были характерны свежесть мелодической изобретательности, красочный оркестровый стиль и живое ощущение фольклора. Симфония №1 до мажор (1897)I. Largo — Allegro vivoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Сюита из четырех пьес Шопена (1908)1. Преамбула (Этюд)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года «Исламей», восточная фантазия, op. 18Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1981 года Модест Мусоргский Новаторский стиль Модеста Мусоргского многие современники не оценили — однако современные искусствоведы отмечают, что его творчество предвосхитило некоторые особенности музыки ХХ века. Мусоргский известен прежде всего своими операми, которые он называл «музыкальными драмами». Их особенность — в сочетании реализма и выразительности слова, что было нехарактерно для романтических опер первой половины XIX века. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (1880)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Вступление и полонез из оперы «Борис Годунов» (1872)Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года «Ночь на Лысой горе», симфоническая картинаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Петр Чайковский «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», — писал Петр Чайковский. Его произведения — «Времена года», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и многие другие — не выходят из репертуара оркестров и театров по всему миру. В музыке Чайковского переплетены принципы симфонической и театральной драматургии — это делает сочинения образными и красочными. Симфония №6 си минор, Патетическая, соч. 74I. Adagio. Allegro non troppoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1967 года Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор, соч. 23I. Andante non troppo e molto maestosoЕлена Гилельс, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1968 года Франческа да Римини, симфоническая фантазия по Данте, соч. 32Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года Николай Римский-Корсаков Николай Римский-Корсаков был крупнейшим оперным композитором в России. Он написал «Снегурочку», «Садко», «Моцарта и Сальери» и еще 12 известных опер. Римский-Корсаков обладал «цветным слухом»: звучание каждой тональности у него ассоциировалось с разными цветами. Композитор обращался к русскому, восточному и европейскому фольклору, перекладывал традиционные образы на музыку и создавал самые разные картины: жанровые, пейзажные и сказочно-фантастические. Испанское каприччио, соч. 34I. AlboradaГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года Шехеразада, симфоническая сюита, соч. 35 1. Largo e maestoso — Allegro non troppoГенрих Фридгейм, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1969 года Вступление к последней картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», соч. 57Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Анатолий Лядов Анатолий Лядов был одним из самых самобытных композиторов рубежа XIX и ХХ веков. В своем творчестве Лядов стремился убежать «от реализма… как от всего человеческого», следуя эстетике Серебряного века и модернистскому культу идеальной красоты, искусства как такового. Сам композитор выше других собственных сочинений ценил «сказочную картину» под названием «Волшебное озеро»: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственно в глубине. А главное — без людей… одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная…» «Баба-яга», картинка к русской народной сказке, соч. 56Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года «Волшебное озеро», сказочная картинка, соч. 62Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года «Кикимора», народное сказание, соч. 63Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1970 года Сергей Танеев Выдающегося пианиста, композитора и профессора Московской консерватории Сергея Танеева называли «музыкальной совестью Москвы». Сергей Рахманинов, один из его учеников, считал композитора «высшим судией, обладавшим как таковой мудростью, справедливостью, доступностью и простотой…» Танеев был последователем классицизма и традиций ренессансной музыки «строгого стиля», а для его сочинений были характерны глубокая философская проблематика, сдержанность и высокое мастерство полифонии. Симфония № 4 до минор, соч. 12I. Allegro moltoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1988 года «Храм Аполлона в Дельфах», антракт к 2-й картине части 3 музыкальной трилогии «Орестея» по Эсхилу, соч. 6Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года Концертная сюита для скрипки и оркестра соль минор, соч. 285. ТарантеллаАндрей Корсаков, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 Антон Аренский «Аренский удивительно умен в музыке… Это очень интересная личность!» — писал о композиторе Петр Чайковский. На Аренского оказала сильнейшее влияние музыка Римского-Корсакова и самого Чайковского, поэтому большинство его сочинений — лирические, элегические, певучие, как народная песенность, эмоционально насыщенные. Увертюра к опере «Сон на Волге», соч. 16Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1983 года «Маргарита Готье», фантазия для оркестра, соч. 9Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 года «Египетские ночи», сюита из балета, соч. 50a6. Pas de deux. ВальсГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1987 года Александр Глазунов «…Неимоверный широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда — изумительная ясность и свобода формы» — так описал критик Василий Стасов творчество Александра Глазунова. Стиль композитора соединил наследие традиций «Могучей кучки» и западноевропейской музыки, для него характерны яркая оркестровка, глубокий лиризм и образная насыщенность. Симфония №5 си-бемоль мажор, соч. 55: I. Moderato maestoso — AllegroГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1989 года Балетная сюита, соч. 52: 5. Pas d’actionГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 года «Раймонда», балет в трех действиях, соч. 57: Антракт к 2 картине 1 действияГосударственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись 1961 года Александр Скрябин Александра Скрябина называли композитором-философом. Он первым использовал в исполнении музыки цвет: с его помощью он визуализировал мелодию и тем самым ввел понятие «светомузыка». Вершиной творчества Скрябина стала «Божественная поэма», над которой он работал в 1902–1904 годах. Композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств — музыки, танца, пения, архитектуры и живописи. Его «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира, но он так и не успел осуществить свою идею. «Поэма экстаза», соч. 5Юрий Кривошеев, трубаГенрих Фридгейм, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись с концерта 8 февраля 1977 года Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20: I. AllegroАлексей Наседкин, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1990 года Симфония № 3 до минор, «Божественная поэма», соч. 43:I. «Борения». Lento. Divin, grandiose. Allegro mysterieux, tragiqueГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1968 года Сергей Рахманинов Сергей Рахманинов — один из главных символов русской музыки. Его фортепианные концерты, Вторая симфония, «Вокализ», «Симфонические танцы» и другие произведения известны поклонникам симфонической музыки во всем мире. Основными чертами композиций Рахманинова были мелодизм и певучесть. «Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание — композитор, пианист или дирижер», — писал автор в конце жизни. После Октябрьской революции композитор эмигрировал в Америку, где и прожил последнюю треть жизни, однако никогда не забывал о родине. «Симфонические танцы», соч. 45: I. Non allegroГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1973 года Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18: II. Adagio sostenuto Николай Петров, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1978 года «Остров мертвых», симфоническая поэма, соч. 29Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1966 года Игорь Стравинский Во время премьеры на Елисейских Полях необычный балет Игоря Стравинского «Весна священная» не понравился зрителям, но в 1914 году постановка получила заслуженное признание. «Публика на этот раз слушала мое произведение с сосредоточенным вниманием и восторженно его приветствовала», — писал Стравинский. «Весна священная» стала новаторским сочинением, в котором доминировали ритмическая сторона, мощь и динамизм музыки. Это произведение называли точкой отсчета модернистской музыки ХХ века. «Весна священная»: Часть 1. №2. «Весенние гадания. Пляска щеголих»Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1966 года Сергей Прокофьев Сергей Прокофьев начал творческий путь с фортепианных пьес и сонат, но в течение жизни поработал во всех современных ему жанрах. Балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» принесли советскому балетному театру мировую славу. В 1938 году композитор работал над фильмом «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Музыка Прокофьева к этой картине входит в число самых экспрессивных произведений ХХ века. Симфония №1 ре мажор «Классическая», соч. 25:I. Allegro 3.51Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Симфония №1 ре мажор «Классическая», соч. 25:III. GavotteГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Арам Хачатурян Арам Хачатурян — один их крупнейших композиторов ХХ века. В его Концерте для скрипки с оркестром сочетаются насыщенный и свободный национальный колорит и техническая точность, высокое композиторское мастерство. Артистический блеск и яркий восточный темперамент, которые выделяют музыку Хачатуряна, принесли концерту мировую известность. «Я писал … словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку», — признавался композитор. Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940): III. Allegro vivaceВалерий Климов, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1980 года Дмитрий Шостакович Дмитрий Шостакович стал всемирно известным в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. 15 симфоний Шостаковича называли «великой эпохой русской и мировой музыки». В музыке композитора сочетались традиции модернизма, традиционализма, и экспрессионизма, и поэтому творчество Шостаковича отличалось невероятным разнообразием жанров, стилей и эстетики. В своих сочинениях композитор запечатлел весь ХХ век с его великими открытиями и потрясениями, прогрессом и катастрофами. Симфония № 7 до мажор, «Ленинградская», соч. 60 I. Allegretto (разработка + главная партия из Репризы) Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1968 года Симфония № 5 ре минор, соч. 47: IV. Allegro non troppoГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Романс из музыки к кинофильму «Овод», соч. 97Генрих Фридгейм, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1977 года Зиновий Компанеец Зиновий Компанеец выступал как пианист-иллюстратор, играл в оркестрах кинотеатров. В 1920-х годах он создавал произведения, основанные на фольклорном материале: «Комсомольский марш», «Венгерка» и другие. Одним из последних сочинений композитора стала «Рапсодия в народном стиле», в которой сочетались еврейский фольклор и стилистика советских массовых песен. Рапсодия в народном стилеЗапись 1980 года Тихон Хренников Произведения Тихона Хренникова в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. В 1930 году Хренников прославился как симфонический композитор, однако писал он не только «серьезную» музыку, но и эстрадные песни, многие из которых стали хитами: «Московские окна», «Колыбельная Светлане», «Что так сердце растревожено» и другие. «В его музыке через край брызжет радость жизни», — говорил о композиторе дирижер Евгений Светланов. Концерт № 2 для скрипки с оркестром до мажор, соч. 23: III. Allegro moderato con fuocoВадим Репин, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1984 года Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, соч. 28: I. Moderato — Allegro 8.43Тихон Хренников, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись с концерта 10 апреля 1983 года Мечислав Вайнберг Мечислав Вайнберг — автор 26 симфоний, семи опер и множества других произведений. Дмитрий Шостакович называл его одним из выдающихся композиторов современности. Стиль Вайнберга часто сравнивали со стилем Шостаковича, но всё-таки музыка первого отличается камерным звучанием и песенной тематикой с фольклорными мотивами. Все его сочинения были глубокими и серьезными рассуждениями художника и гражданина, навеянными важными событиями века. Симфониетта № 1, соч. 41: I. Allegro risoluto Андрей Эшпай Андрей Эшпай — один из самых известных и авторитетных отечественных композиторов. Каждый год его премьеры звучали на Международном музыкальном фестивале современной музыки «Московская осень». Для музыки Эшпая характерны эмоциональность, легкость и демократичность. О Concerto grosso дирижер Евгений Светланов говорил: «Это сочинение — оригинальное, смелое по замыслу, лаконичное по форме — как бы аккумулирует творческое пристрастие Эшпая к симфоническому оркестру…» Concerto grosso для трубы, фортепиано, вибрафона, контрабаса и оркестра (1967) Анатолий Максименко, труба Петр Мещанинов, фортепиано Борис Степанов, вибрафон Родион Азархин, контрабас Государственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Александра Пахмутова Александра Пахмутова — легенда отечественного композиторского искусства, один из самых востребованных авторов СССР. Музыкальная биография Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также десятки произведений для симфонического оркестра. «Ее партитуры, говорят о широте и многогранности творческой натуры автора», — говорил дирижер Евгений Светланов. Концерт для оркестра (1971)Государственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись 1974 года Ростислав Бойко Ростислав Бойко — автор множества хоровых и вокальных циклов, возглавлял секцию музыки для детей в Союзе композиторов СССР. «…Его музыка, собранная воедино, мне кажется, впервые вдруг открыла публике очень большого творца — выразительного, незабываемого, мелодичного, кристально-чистого и нравственного, ранимого и светлого, страдающего и не отчаивающегося…» — вспоминал о концерте поэт Михаил Садовский. «Цыганская рапсодия» для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 60Дмитрий Сахаров, фортепианоГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1979 года «Карпатская рапсодия» для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 63: I. Moderato assaiAндрей Корсаков, скрипкаГосударственный академический симфонический оркестр СССР,дирижер — Евгений СветлановЗапись 1979 года Родион Щедрин Родион Щедрин посвятил свою жизнь популяризации «серьезной» музыки и развивал в творчестве русскую тематику. В основе практически всех его произведений лежат известные сюжеты отечественной литературы. Среди них — «Конек-горбунок», «Анна Каренина», «Чайка». «Каждая его новая работа… неизменно ожидается с тем неподдельным интересом, который всегда вызывает настоящий ищущий художник», — отзывался о композиторе дирижер Евгений Светланов. «Озорные частушки», концерт №1 для оркестраГосударственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись 1987 года «Не только любовь», симфоническая сюита из оперы (1964): 3. Кадриль Симфония №1 ми-бемоль минор (1958): II. ТоккатаГосударственный академический симфонический оркестр СССРдирижер — Евгений СветлановЗапись с концерта 1977 года Благодарим за предоставленные материалы АО «Фирма «Мелодия» Авторы: Екатерина Тарасова, Ирина Малахова

Источник: culture.ru