Картина в деталях: «Три царевны» Виктора Васнецова

Картина в деталях: «Три царевны» Виктора Васнецова»,»text»:» Когда в начале 1880-х годов Виктор Васнецов впервые выставил свою работу «Три царевны подземного царства», публика не поняла замысла художника. Какова история этих персонажей, где находится подземное царство и почему царевны такие разные? Разбираемся в сюжете малоизвестной сказки с Елизаветой Боровиковой. Полотно для предприятия Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов — один из самых богатых людей Москвы, который страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, где в 1870–1910-х годов гостили и работали многие художники: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие живописцы. В 1878 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова. Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края. Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли. По мотивам старой сказки Картину Васнецов создал по мотивам русской народной сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое». По сюжету в ней Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона (в некоторых редакциях сказки — дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказали Ивану, как освободить мать, и в благодарность герой забрал их с собой. Вернувшись домой, он женился на Золотой царевне, а ее младших сестер выдал замуж за своих старших братьев. Золотая царевна По сюжету сказки Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Из сказки Васнецов позаимствовал только этого персонажа, а образы двух других героинь с его полотна в русском фольклоре не встречаются. Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна. Этот головной убор могли носить только незамужние девушки: макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо. Обычно коруна была элементом свадебного наряда. Царевна Драгоценных камней Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Ее художник тоже одел в ферязь и длинную шелковую рубаху. На руках у нее опястья — расшитые тканые нарукавники, элемент русского национального костюма, а голову украшает невысокий венец. В средней полосе России такой убор называли «девичьей красой». Вторая половина XIX века — это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи. Царевна Каменного угля Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: черное золото в то время обеспечивало движение поездов. В отличие от старших сестер, младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой — этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков. …Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности… Васнецов выделил царевну Каменного угля и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы. Вместе с особенным нарядом эти художественные приемы подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам. Сказочные сюжеты и неорусский стиль в творчестве художника Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова: с этого момента он часто создавал полотна на сюжеты русских народных сказок и былин. Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных для тех лет образах. Он даже проектировал здания в неорусском стиле — например, пристройку главного входного зала к Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея.

Картина в деталях: «Три царевны» Виктора Васнецова

Когда в начале 1880-х годов Виктор Васнецов впервые выставил свою работу «Три царевны подземного царства», публика не поняла замысла художника. Какова история этих персонажей, где находится подземное царство и почему царевны такие разные? Разбираемся в сюжете малоизвестной сказки с Елизаветой Боровиковой. Полотно для предприятия Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов — один из самых богатых людей Москвы, который страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, где в 1870–1910-х годов гостили и работали многие художники: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие живописцы. В 1878 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова. Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края. Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли. По мотивам старой сказки Картину Васнецов создал по мотивам русской народной сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое». По сюжету в ней Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона (в некоторых редакциях сказки — дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказали Ивану, как освободить мать, и в благодарность герой забрал их с собой. Вернувшись домой, он женился на Золотой царевне, а ее младших сестер выдал замуж за своих старших братьев. Золотая царевна По сюжету сказки Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Из сказки Васнецов позаимствовал только этого персонажа, а образы двух других героинь с его полотна в русском фольклоре не встречаются. Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна. Этот головной убор могли носить только незамужние девушки: макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо. Обычно коруна была элементом свадебного наряда. Царевна Драгоценных камней Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Ее художник тоже одел в ферязь и длинную шелковую рубаху. На руках у нее опястья — расшитые тканые нарукавники, элемент русского национального костюма, а голову украшает невысокий венец. В средней полосе России такой убор называли «девичьей красой». Вторая половина XIX века — это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи. Царевна Каменного угля Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: черное золото в то время обеспечивало движение поездов. В отличие от старших сестер, младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой — этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков. …Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности… Васнецов выделил царевну Каменного угля и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы. Вместе с особенным нарядом эти художественные приемы подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам. Сказочные сюжеты и неорусский стиль в творчестве художника Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова: с этого момента он часто создавал полотна на сюжеты русских народных сказок и былин. Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных для тех лет образах. Он даже проектировал здания в неорусском стиле — например, пристройку главного входного зала к Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея.

Источник: culture.ru