В состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входят четыре малых музея: Музей Анны Голубкиной, музеи Аполлинария и Виктора Васнецовых, а также Музей Павла Корина. Об их редких экспонатах рассказывает Татьяна Гафар — начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи. Татьяна Гафар — одна из пяти героев проекта «Вместе», созданного Благотворительным фондом В. Потанина и порталом «Такие дела». Проект рассказывает о тех, кто развивает свою профессиональную сферу и создает новые музеи, альтернативное образование, городские сообщества и социальное предпринимательство. Анна Голубкина, ваза «Туман», 1899 год Музей-мастерская А.С. Голубкиной Анна Голубкина — скульптор Серебряного века, автор известного горельефа над входом в МХТ имени А.П. Чехова. Она училась во Франции: посещала частную художественную школу, Академию Коларосси, и брала уроки у Огюста Родена. Многие современники называли Голубкину мистическим скульптором, на что она отвечала: «Мне интересна психология». Ваза «Туман» — одно из первых произведений скульптора, созданное после возвращения из Парижа. И единственная работа Анны Голубкиной, где мужчина и женщина изображены вместе. Некоторые специалисты усматривают в мужском образе черты ее парижского учителя — Родена, которым художница восхищалась. В форме вазы проявился особый метод скульптора: она всегда стремилась сохранить у готового изделия фактуру глины, первоначального слепка. После того как Голубкина создала вазу «Туман», семья Ламм заказала такую же для своей коллекции, только в мраморе. Сегодня первый, гипсовый вариант хранится в Музее-мастерской А.С. Голубкиной, который открыли в 1934 году. Мраморное произведение искусства находится в отделе скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Анна Голубкина, портрет (бюст) Алексея Михайловича Ремизова, 1911 год Музей-мастерская А.С. Голубкиной Создавать бюст писателя Алексея Ремизова Анна Голубкина начала в 1911 году. К тому времени его уже знали по сборникам сказок и легенд «Посолонь» и символических повестей «Пруд» и «Часы». Для работы скульптор использовала тонированное дерево и свой любимый мотив волны. В «Портрете» Голубкина представила писателя в образе сочинителя-сказочника: он как будто превратился в персонажа одного из своих произведений. «Стою, пугаю посетителей Третьяковки», — сказал Ремизов с юмором, когда пришел посмотреть на свой портрет. …В первый момент бюст Голубкиной удивляет своим несходством, но потом невольно соглашаешься, что именно это и есть настоящее лицо Ремизова и в нем разгадка всех противоречий его творчества. Аполлинарий Васнецов, «Шум старого парка», 1926 год Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова «Шум старого парка» — последнее крупное полотно Аполлинария Васнецова. Он написал картину в 1926 году, после смерти старшего брата — художника Виктора Васнецова. «Не стало Виктора — огромное опустошение произошло в моей душе, не с кем теперь поделиться мыслями и чувствами», — писал Аполлинарий Васнецов своему другу-коллеге Николаю Хохрякову. Работа полна боли и скорби: на ней изображен старик, который сидит на берегу пруда и держится за голову. Изначально живописец назвал картину «Всё в прошлом». Он спешил закончить полотно к своей отчетной выставке, посвященной 50-летию творчества, однако специальная комиссия не пропустила работу из-за «нежизнеутверждающего» названия. Сын художника Всеволод вспоминал: «Отец тяжело переживал это событие. «Всё в прошлом» была его последней в жизни картиной, в которую он вложил всю свою душу, которую писал специально для своей юбилейной выставки, как бы подводя итог своей жизни художника. Было отчего прийти в отчаяние». Организация выставки затянулась, и комиссия повторно просматривала картины. Под новым названием — «Шум старого парка» — работу Васнецова приняли. Аполлинарий Васнецов, «Элегия», 1893 год Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова В 1893 году по мотивам крымских впечатлений Аполлинарий Васнецов написал картину «Элегия». В Крыму художник долго выбирал для своих работ места, с которыми «никто еще не знакомил публику». Одним из них стал мыс Плака недалеко от Кучук-Ламбата. В конце XIX века была очень популярна картина Арнольда Бёклина «Остров мертвых» — символистское полотно в мрачных тонах, на котором швейцарский художник изобразил пустынный остров и лодку с двумя неясными фигурами. Васнецов создал пейзаж, созвучный по настроению: наступающие сумерки, темная зелень кипарисов, акцент на белый мрамор надгробий и склепа. Поэтическим полотном восхищались многие современники Аполлинария Васнецова. Художник Николай Дубовской вспоминал: «…на выставку пришел Л.Н. Толстой. Твоей картиной «Элегия» он особенно был доволен, очень хвалил ее за цельность впечатления, за глубину чувства, которое проникло во все детали картины. Нет ничего недосказанного и ничего лишнего, а самое главное — чего я не могу передать тебе словами. Лев Николаевич испытывал наслаждение перед твоей картиной, и он так просто держал тебя с нами, что это чувство эстетического наслаждения лилось наружу него…» После успеха в России картину показывали во Франции, где она получила серебряную медаль на Всемирной Парижской выставке 1900 года, а затем в Германии. Виктор Васнецов, «Витязь на распутье», около 1880 года Дом-музей В.М. Васнецова В картине «Витязь на распутье» Виктор Васнецов использовал сюжет из былины «Илья Муромец и разбойники». Наброски к работе художник сделал еще в начале 1870-х годов, а спустя семь лет он написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Уже через год Васнецов закончил первый вариант картины, которую представил на VI Передвижной выставке. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. 1880-е годы стали важной вехой в творчестве автора: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. А образ витязя стал автобиографичным для Васнецова: в картине художник поднимал тему выбора и своего предназначения в жизни. О былинной картине многие современники живописца писали стихи. В его мемориальной библиотеке хранится сборник Ивана Бунина «Листопад» с произведением, посвященным «Витязю»: На распутье в диком древнем полеЧерный ворон на кресте сидит.Заросла бурьяном степь на воле,И в траве заржавлен старый щит. В 1900 году окончательный вариант полотна «Витязь на распутье» вместе с другими работами Васнецова — «Битва русских со скифами», «Аленушка», «Гамаюн», «Затишье» и «Триптих» — отправили в Париж, на Всемирную выставку. Французский поэт Леон Кон писал художнику: «Современная Франция сумела объединить шедевры мирового искусства. И позвольте мне, парижанину, который каждый день созерцал произведения искусства, остановиться на том, что мне показалось прекрасным. Я был глубоко взволнован Вашим величественным произведением «Витязь на распутье». Я почувствовал всю тоску и скорбь, которая заложена в этой картине, и я понял всю глубину образа этого варварского воина». Виктор Васнецов, «Спящая царевна», 1926 год Дом-музей В.М. Васнецова В основу сюжета картины Виктора Васнецова «Спящая царевна» легла авторская сказка. Самые знаменитые ее варианты принадлежат европейским писателям Шарлю Перро и братьям Гримм. Из русских сказок известен поэтический перевод Василия Жуковского: И окрестность со дворцомВся объята мертвым сном;И покрыл окрестность бор;Из терновника заборДикий бор тот окружил. Васнецов работал над картиной почти 40 лет. «Спящая царевна» стояла в мастерской художника до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Васнецов показывал картину лишь родным и близким друзьям. Широкая публика увидела ее уже после смерти художника, на выставке в 1927 году. Очень быстро «Спящую царевну» признали одним из лучших произведений Васнецова и даже поставили в один ряд со знаменитыми «Богатырями». «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», — писал о картине Михаил Нестеров. Павел Корин, эскиз к мозаике «Александр Невский» для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, 1951 год Музей Павла Корина Работая над мозаикой, Корин убедил Академию художеств и Метрострой набирать мозаики в столице. Дело в том, что в 1950-е в Москве еще не было специальной мастерской, поэтому заказы с эскизами отправляли в Ленинград. Перевозить большие работы было сложно, а сами художники не могли контролировать набор мозаики и вносить правки. Корин организовал в Измайловском депо мозаичную мастерскую. В самом начале работы там не было света, воды, не хватало инструментов, однако все мозаики станции «Комсомольская» собрали за пять месяцев — в рекордно короткий срок. При создании мозаики Павел Корин возродил старинную технику, в которой природные камни сочетались со смальтой — пластинками из цветного непрозрачного стекла. Так панно выглядели более мягкими и живописными. Художник изучал доспехи и оружие XIII века в Историческом музее, делал зарисовки. «Это лучшая станция метрополитена. Мозаики ее очень украшают. Несмотря на все недостатки, мозаики живут жизнью торжественной, в них есть взволнованность, есть творчество», — писал художник в своем дневнике после открытия станции. Павел Корин, эскиз к картине «Реквием. Русь уходящая», 1935–1959 годы Музей Павла Корина Эскиз к картине «Реквием. Русь уходящая» — главное произведение Павла Корина. Он начал работать над ним в 1925 году, после похорон патриарха Тихона. Эскиз, который принято считать окончательным, художник писал более 20 лет. Первоначальная идея изобразить «последний парад Церкви» усложнялась, претерпевала изменения, дополнялась новыми смыслами. Неоднократно Корин изменял и композицию эскиза. Для «Реквиема» художник создал этюды интерьеров Успенского собора Московского Кремля и серию живописных портретов священнослужителей, монахов и мирян. Саму же картину художник так и не смог начать: «Я не сделал того, что мог сделать, что было в самый разгар работы насильственным образом прервано», — говорил Корин. Проект «Вместе». Татьяна Гафар
В состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входят четыре малых музея: Музей Анны Голубкиной, музеи Аполлинария и Виктора Васнецовых, а также Музей Павла Корина. Об их редких экспонатах рассказывает Татьяна Гафар — начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи. Татьяна Гафар — одна из пяти героев проекта «Вместе», созданного Благотворительным фондом В. Потанина и порталом «Такие дела». Проект рассказывает о тех, кто развивает свою профессиональную сферу и создает новые музеи, альтернативное образование, городские сообщества и социальное предпринимательство. Анна Голубкина, ваза «Туман», 1899 год Музей-мастерская А.С. Голубкиной Анна Голубкина — скульптор Серебряного века, автор известного горельефа над входом в МХТ имени А.П. Чехова. Она училась во Франции: посещала частную художественную школу, Академию Коларосси, и брала уроки у Огюста Родена. Многие современники называли Голубкину мистическим скульптором, на что она отвечала: «Мне интересна психология». Ваза «Туман» — одно из первых произведений скульптора, созданное после возвращения из Парижа. И единственная работа Анны Голубкиной, где мужчина и женщина изображены вместе. Некоторые специалисты усматривают в мужском образе черты ее парижского учителя — Родена, которым художница восхищалась. В форме вазы проявился особый метод скульптора: она всегда стремилась сохранить у готового изделия фактуру глины, первоначального слепка. После того как Голубкина создала вазу «Туман», семья Ламм заказала такую же для своей коллекции, только в мраморе. Сегодня первый, гипсовый вариант хранится в Музее-мастерской А.С. Голубкиной, который открыли в 1934 году. Мраморное произведение искусства находится в отделе скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Анна Голубкина, портрет (бюст) Алексея Михайловича Ремизова, 1911 год Музей-мастерская А.С. Голубкиной Создавать бюст писателя Алексея Ремизова Анна Голубкина начала в 1911 году. К тому времени его уже знали по сборникам сказок и легенд «Посолонь» и символических повестей «Пруд» и «Часы». Для работы скульптор использовала тонированное дерево и свой любимый мотив волны. В «Портрете» Голубкина представила писателя в образе сочинителя-сказочника: он как будто превратился в персонажа одного из своих произведений. «Стою, пугаю посетителей Третьяковки», — сказал Ремизов с юмором, когда пришел посмотреть на свой портрет. …В первый момент бюст Голубкиной удивляет своим несходством, но потом невольно соглашаешься, что именно это и есть настоящее лицо Ремизова и в нем разгадка всех противоречий его творчества. Аполлинарий Васнецов, «Шум старого парка», 1926 год Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова «Шум старого парка» — последнее крупное полотно Аполлинария Васнецова. Он написал картину в 1926 году, после смерти старшего брата — художника Виктора Васнецова. «Не стало Виктора — огромное опустошение произошло в моей душе, не с кем теперь поделиться мыслями и чувствами», — писал Аполлинарий Васнецов своему другу-коллеге Николаю Хохрякову. Работа полна боли и скорби: на ней изображен старик, который сидит на берегу пруда и держится за голову. Изначально живописец назвал картину «Всё в прошлом». Он спешил закончить полотно к своей отчетной выставке, посвященной 50-летию творчества, однако специальная комиссия не пропустила работу из-за «нежизнеутверждающего» названия. Сын художника Всеволод вспоминал: «Отец тяжело переживал это событие. «Всё в прошлом» была его последней в жизни картиной, в которую он вложил всю свою душу, которую писал специально для своей юбилейной выставки, как бы подводя итог своей жизни художника. Было отчего прийти в отчаяние». Организация выставки затянулась, и комиссия повторно просматривала картины. Под новым названием — «Шум старого парка» — работу Васнецова приняли. Аполлинарий Васнецов, «Элегия», 1893 год Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова В 1893 году по мотивам крымских впечатлений Аполлинарий Васнецов написал картину «Элегия». В Крыму художник долго выбирал для своих работ места, с которыми «никто еще не знакомил публику». Одним из них стал мыс Плака недалеко от Кучук-Ламбата. В конце XIX века была очень популярна картина Арнольда Бёклина «Остров мертвых» — символистское полотно в мрачных тонах, на котором швейцарский художник изобразил пустынный остров и лодку с двумя неясными фигурами. Васнецов создал пейзаж, созвучный по настроению: наступающие сумерки, темная зелень кипарисов, акцент на белый мрамор надгробий и склепа. Поэтическим полотном восхищались многие современники Аполлинария Васнецова. Художник Николай Дубовской вспоминал: «…на выставку пришел Л.Н. Толстой. Твоей картиной «Элегия» он особенно был доволен, очень хвалил ее за цельность впечатления, за глубину чувства, которое проникло во все детали картины. Нет ничего недосказанного и ничего лишнего, а самое главное — чего я не могу передать тебе словами. Лев Николаевич испытывал наслаждение перед твоей картиной, и он так просто держал тебя с нами, что это чувство эстетического наслаждения лилось наружу него…» После успеха в России картину показывали во Франции, где она получила серебряную медаль на Всемирной Парижской выставке 1900 года, а затем в Германии. Виктор Васнецов, «Витязь на распутье», около 1880 года Дом-музей В.М. Васнецова В картине «Витязь на распутье» Виктор Васнецов использовал сюжет из былины «Илья Муромец и разбойники». Наброски к работе художник сделал еще в начале 1870-х годов, а спустя семь лет он написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Уже через год Васнецов закончил первый вариант картины, которую представил на VI Передвижной выставке. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. 1880-е годы стали важной вехой в творчестве автора: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. А образ витязя стал автобиографичным для Васнецова: в картине художник поднимал тему выбора и своего предназначения в жизни. О былинной картине многие современники живописца писали стихи. В его мемориальной библиотеке хранится сборник Ивана Бунина «Листопад» с произведением, посвященным «Витязю»: На распутье в диком древнем полеЧерный ворон на кресте сидит.Заросла бурьяном степь на воле,И в траве заржавлен старый щит. В 1900 году окончательный вариант полотна «Витязь на распутье» вместе с другими работами Васнецова — «Битва русских со скифами», «Аленушка», «Гамаюн», «Затишье» и «Триптих» — отправили в Париж, на Всемирную выставку. Французский поэт Леон Кон писал художнику: «Современная Франция сумела объединить шедевры мирового искусства. И позвольте мне, парижанину, который каждый день созерцал произведения искусства, остановиться на том, что мне показалось прекрасным. Я был глубоко взволнован Вашим величественным произведением «Витязь на распутье». Я почувствовал всю тоску и скорбь, которая заложена в этой картине, и я понял всю глубину образа этого варварского воина». Виктор Васнецов, «Спящая царевна», 1926 год Дом-музей В.М. Васнецова В основу сюжета картины Виктора Васнецова «Спящая царевна» легла авторская сказка. Самые знаменитые ее варианты принадлежат европейским писателям Шарлю Перро и братьям Гримм. Из русских сказок известен поэтический перевод Василия Жуковского: И окрестность со дворцомВся объята мертвым сном;И покрыл окрестность бор;Из терновника заборДикий бор тот окружил. Васнецов работал над картиной почти 40 лет. «Спящая царевна» стояла в мастерской художника до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Васнецов показывал картину лишь родным и близким друзьям. Широкая публика увидела ее уже после смерти художника, на выставке в 1927 году. Очень быстро «Спящую царевну» признали одним из лучших произведений Васнецова и даже поставили в один ряд со знаменитыми «Богатырями». «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», — писал о картине Михаил Нестеров. Павел Корин, эскиз к мозаике «Александр Невский» для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, 1951 год Музей Павла Корина Работая над мозаикой, Корин убедил Академию художеств и Метрострой набирать мозаики в столице. Дело в том, что в 1950-е в Москве еще не было специальной мастерской, поэтому заказы с эскизами отправляли в Ленинград. Перевозить большие работы было сложно, а сами художники не могли контролировать набор мозаики и вносить правки. Корин организовал в Измайловском депо мозаичную мастерскую. В самом начале работы там не было света, воды, не хватало инструментов, однако все мозаики станции «Комсомольская» собрали за пять месяцев — в рекордно короткий срок. При создании мозаики Павел Корин возродил старинную технику, в которой природные камни сочетались со смальтой — пластинками из цветного непрозрачного стекла. Так панно выглядели более мягкими и живописными. Художник изучал доспехи и оружие XIII века в Историческом музее, делал зарисовки. «Это лучшая станция метрополитена. Мозаики ее очень украшают. Несмотря на все недостатки, мозаики живут жизнью торжественной, в них есть взволнованность, есть творчество», — писал художник в своем дневнике после открытия станции. Павел Корин, эскиз к картине «Реквием. Русь уходящая», 1935–1959 годы Музей Павла Корина Эскиз к картине «Реквием. Русь уходящая» — главное произведение Павла Корина. Он начал работать над ним в 1925 году, после похорон патриарха Тихона. Эскиз, который принято считать окончательным, художник писал более 20 лет. Первоначальная идея изобразить «последний парад Церкви» усложнялась, претерпевала изменения, дополнялась новыми смыслами. Неоднократно Корин изменял и композицию эскиза. Для «Реквиема» художник создал этюды интерьеров Успенского собора Московского Кремля и серию живописных портретов священнослужителей, монахов и мирян. Саму же картину художник так и не смог начать: «Я не сделал того, что мог сделать, что было в самый разгар работы насильственным образом прервано», — говорил Корин. Проект «Вместе». Татьяна Гафар
Источник: culture.ru